ВЛАДИМИР СОКоЛОВ

«Мусорная реформа» в Пермском крае: тянем-потянем

Пакет постановлений и новый закон об обращении с отходами в Прикамье. Коротко о главном
С 1 января 2019 года все регионы России должны перейти на новую систему обращения с отходами. Принципы обращения с бытовыми и ТКО изменяются в рамках «мусорной реформы», которую реализует Минприроды России. Подготовка к реформе проходит в несколько этапов и занимает немало времени. Пермский край сегодня в числе немногих регионов-аутсайдеров, где только начали создавать нормативно-правовую базу.

8 июня правительство Пермского края разом приняло целый пакет постановлений, касающихся выбора регионального оператора и перехода на новую систему по обращению с отходами. 21 июня Заксобрание рассмотрело проект соответствующего закона. После его принятия Региональная служба по тарифам наконец-то сможет запустить неоднократно откладываемые конкурсные процедуры, которые в соответствии с федеральным законом должны были завершиться ещё 1 мая этого года. Региональный оператор должен начать работать 1 января 2019 года.

Успеем ли? Ответы специалистов можно условно разделить на три категории: «ни за что», «ну-у-у....» и «обязательно успеем». Их аргументы и оценки мы приводим ниже. Впрочем, дело не в сроках. Если не успеем, то, вероятно, будет выбран и наказан ответственный за срыв, но это мало что значит для рядового потребителя или бизнесмена. Им важно понимать главное: родина сказала «Надо!», а значит — будет. С нового года или позже у нас, наконец, появится региональный оператор по обращению с отходами, который будет координировать весь процесс, начиная от мусорного бака и заканчивая полигоном для захоронения и переработки отходов.

Что для нас изменится? Перескажем кратко, своими словами, некоторые положения постановлений, о которых сказали выше.
Что постановили
В соответствии с Постановлением №304-п аукцион по выбору перевозчика ТКО (твёрдых коммунальных отходов) проводит региональный оператор. Перевозчик доставляет ТКО с контейнерных площадок на полигоны, мусороперегрузочные или мусоросортировочные станции. Территория Прикамья должна быть разделена не менее чем на три лота.

В Постановлении №305-п объясняется, как будет определяться размер платы за услугу по обращению с ТКО.
Для владельцев жилья в многоквартирном доме
стоимость услуги будет определяться исходя из площади помещения, норматива накопления ТКО согласно Территориальной схеме и тарифу регионального оператора, вне зависимости от фактического объёма накопленных ТКО и количества жильцов, то есть главный фактор, влияющий на стоимость, — количество ваших квадратных метров и место жительства.
Для жильцов коммунальных квартир и общежитий
стоимость услуги будет определяться пропорционально занимаемой площади в общей площади помещения, исходя из объёма предоставленной для помещения (комнаты, коммунальной квартиры) услуги за расчётный период (месяц) и тарифа регионального оператора. Иными словами, при этом способе расчёта жильцы будут платить за фактически вывезенный объём ТКО пропорционально своему участию в их образовании.
Для граждан, проживающих в частном доме (домовладении),
плата будет зависеть от количества образующихся отходов. Здесь при расчёте будут учитываться нормативы накопления ТКО на одного человека. В территориальной схеме указан средний для Прикамья норматив накопления — 250,5 кг на человека в год. Там же сказано, что этот показатель требует уточнения для каждого муниципального образования.
Пока мы готовимся к «мусорной реформе», отходы продолжают накапливаться на крупнейшем прикамском полигоне в Софронах. Это условно легально. Полигон не соответствует современным требованиям федерального законодательства.
Идём дальше. Ещё одно принятое Постановление №306-п определяет порядок заключения соглашения между Региональной службой по тарифам и региональным оператором. Тут, в частности, указано, что в соглашении должна быть прописана стоимость услуг регионального оператора. Забегая вперёд, отметим, что она пока неизвестна и определится лишь после подведения итогов торгов.

Региональный оператор в соответствии с документом определяется на основании конкурсного отбора по каждой зоне Пермского края. По территориальной схеме таких зон шесть.
Одна из целей — вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья
Правила работы для регионального оператора указаны в Постановлении №307-п. Одной из целей работы здесь указано вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Ещё одна цель — создание условий для развития рынка вторичных материальных ресурсов. Одна из задач — внедрение системы раздельного накопления ТКО.

Здесь же, со ссылкой на Постановление правительства Российской Федерации №881 от 5 сентября 2016 года, разъясняется порядок конкурсного отбора регионального оператора.
Мёртвые водоёмы по обе стороны границы полигона в Софронах
Постановление № 308-п утверждает Региональную программу в области обращения с отходами с 2018 по 2028 годы. Основные мероприятия программы — создание и развитие инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе с ТКО, ликвидация несанкционированных свалок.

Одна из целей программы — вовлечение (опять же) ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Среди задач — сокращение объёмов захоронения отходов. К концу 2028 года доля захораниваемых ТКО не должна превышать 87,2%, а возникающие несанкционированные свалки — ликвидироваться в полном объёме.

На финансирование программы в этом году планируется потратить 18,7 млн рублей, в 2019 году — 251,3 млн рублей, в 2020-м — 1 985,2 миллиона и в 2021 году — 1 199,5 млн рублей. Финансирование планируется за счёт внебюджетных источников (концессиионеры) при финансовой поддержке созданного государством Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
видео
Масштаб полигона в Софронах
За десять лет Пермский край планирует уменьшить объём захораниваемых отходов. Но лишь до 87,2% от общего объёма
Наконец, Постановление №309-п о порядке накопления ТКО (в том числе раздельного).

Здесь говорится о том, что с 1 января 2019 года схему размещения мест накопления ТКО утверждают органы местного самоуправления. А за организацию и содержание контейнерных площадок отвечают собственники жилья (если участок в муниципальной собственности, то орган МСУ). В течение месяца после получения статуса, региональный оператор должен направить потребителям предложение и проект договора на обращение с ТКО. Потребители (УК, ТСЖ, СНТ и т.д.) обязаны заключить договор с региональным оператором.

Порядок накопления ТКО предусматривает три варианта сбора мусора: в мусороприёмные камеры (в домах с мусоропроводом), в контейнеры на спецплощадках (централизованный способ) и в ёмкости, пакеты, мусоровозы, предоставленные региональным оператором (децентрализованный способ).

Если одной площадкой пользуются несколько многоквартирных домов, её содержание — обязанность собственников того дома, на территории обслуживания которого размещена контейнерная площадка. Жители других домов должны заключить договоры на пропорциональное возмещение затрат. Каким образом обязать жителей этих домов заключить договор, в постановлении не сказано.
Будет запрещено складировать вместе с прочими ТКО осветительные приборы, ртутьсодержащие лампы, батарейки, аккумуляторы, радиоактивные, медицинские и биологические отходы.
Размер площадки должен быть рассчитан на необходимое количество контейнеров. Объём контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период их наибольшего образования с коэффициентом 1,25. Плюс должно быть место для крупногабаритных отходов.

Также на площадке должна быть табличка с графиком вывоза мусора, информацией о собственнике площадки, обслуживаемых объектах. На контейнерах должна быть информация о региональным операторе. Постановлением допускается установка ограждений и запирающих устройств для ограничения доступа лицам (жильцам домов), не указанным в договоре.

Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровозы. Просыпанный при погрузке мусор должен убираться незамедлительно.

На площадке запрещается прессовать отходы в контейнерах и заполнять ёмкость выше верхней кромки, но главное, нельзя складировать вместе с прочими ТКО осветительные приборы, ртутьсодержащие лампы, батарейки, аккумуляторы, радиоактивные, медицинские и биологические отходы, складировать ТКО вне контейнеров или в не предназначенные для таких видов отходов контейнеры.

Вероятно, предполагается, что при организации контейнерной площадки жители позаботятся об установке специальных контейнеров для особых отходов и заключат договор на раздельный вывоз.
Биологические отходы
биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птиц, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности
Пример «неправильного» контейнера для ТКО
Потребители будут обязаны разделять ТКО по видам и выбрасывать их в специальные контейнеры, в случае если таковые установлены (обязанность установить их логично вытекает из того, что сказано выше).

Контейнеры для раздельного сбора должны быть понятно промаркированы. Цветовая индикация установлена следующая:
несортированные отходы
бумага
пластик
стекло
органические и пищевые отходы
опасные отходы, в том числе элементы питания и ртутьсодержащие лампы
электронное оборудование
При раздельном сборе перевозчику запрещено вывозить мусор в одном кузове.
А региональный оператор вправе скорректировать объём и (или) массу вывезенных ТКО при расчёте по договору. То есть сроки и объём вывоза собранных раздельно отходов могут корректироваться в зависимости от фактической наполняемости специальных контейнеров. Остаётся непонятным, позволит ли это снизить нормативы, а следом и сумму платы за вывоз ТКО. Напомним, согласно Постановлению №305-п сумма рассчитывается, исходя из утверждённых нормативов накопления и площади или количества человек.

В домах с мусоропроводом всё сбрасывается в одну камеру. Мусор рекомендуется сбрасывать небольшими порциями. Сбор подходящих для утилизации полезных компонентов из такой камеры не допускается. Таким образом, эти компоненты либо будут захораниваться, либо отсортировываться на специализированных станциях.

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование следует выбрасывать в специальные контейнеры на площадках или сдаваться в специальные стационарные или мобильные пункты.
Так сегодня выглядит вертикальный срез годами накапливаемых на полигоне в Софронах отходов
Контролировать исполнение всех перечисленных постановлений будет Антон Удальёв, и. о. заместителя председателя правительства, руководитель Региональной службы по тарифам (РСТ) Пермского края.
Да. Нет. Может быть
Итак, закон «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края» близок к принятию. Впереди подготовка конкурсной документации, сам конкурс, утверждение тарифа и оформление юридических отношений между региональным оператором, полигонами, транспортными компаниями и мусорообразователями. До дедлайна шесть месяцев. Большинство специалистов считает, что уложиться в этот срок нереально.

Однако руководитель Региональной службы по тарифам Антон Удальёв утверждает, что 1 января 2019 года региональный оператор у нас появится. По его словам, все необходимые для этого нормативно-правовые акты приняты. С муниципалитетами, в которых планируется разместить полигоны в соответствии с территориальной схемой, «ведётся работа по урегулированию природоохранного и земельного законодательства».
Пример несанкционированной свалки, которую предстоит ликвидировать с помощью регионального оператора
Удальёв также объяснил, почему тариф утверждается только после проведения торгов и выбора регионального оператора. По его словам, одна из составляющих тарифа — это операционные расходы регионального оператора. Иными словами те деньги, которые оператор посчитает необходимыми для своей деятельности как юридического лица. Пока неизвестно, кто станет региональным оператором, а значит, неизвестна и сумма расходов, необходимых для его существования, а значит, невозможно сформировать окончательный тариф, объяснил Удальёв.

К раздельному сбору мусора, о котором говорится во всех касающихся сбора нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, руководитель РСТ относится скептически:

Антон Удалёв
РСТ Пермского края
— Раздельный сбор в соответствии с действующим законодательством относится на усмотрение субъекта. Этот вопрос должен обсуждаться депутатами Заксобрания. Поэтому я не готов комментировать это, пока нет соответствующего закона… Это очень сложный вопрос. Я не говорю, что я против или за раздельный сбор. Его организация означает для жителей создание «групп реагирования» на невыполнение определённых требований, связанных с раздельным сбором. Это дополнительные затраты, нагрузка для населения.
Если мы организуем раздельный сбор, мы должны обеспечить его на территории всего Пермского края. И переработку отходов. Для того чтобы всё это организовать, нужны дополнительные деньги… Во-первых, жителям надо будет раскладывать мусор по разным пакетам. Во-вторых, жителям нашего 2,5-миллионного края надо будет установить достаточное количество мусоросборочных контейнеров, которых сейчас нет. Дальше это надо всё обслуживать и возить раздельно. На полигоне надо всё это принимать и иметь мощности для переработки. Всё это затраты, которые будут включены в тариф.
Антон Удальёв считает, что все «хотелки», связанные с экологичностью и вторичным использованием сырья, оправданы, но пока не может ответить на вопрос «как?». По его мнению, к решению этих вопросов надо подходить аккуратно, чтобы не допустить излишнюю финансовую нагрузку на потребителей.

В то же время в пресс-службе РСТ нам сообщили, что внедрение раздельного сбора будет обязательным условием соглашения с региональным оператором. А в предыдущем материале на тему обращения с ТКО мы приводили слова специалистов о том, что рассортированный на этапе накопления мусор — не что иное, как сырьё для производства. Вместо того, чтобы платить за его вывоз и захоронение, его можно продавать. Это противоречит мнению Антона Удальёва по поводу возникновения «излишней финансовой нагрузки на потребителя».
Этот ручей, минуя несанкционированную свалку, мене чем через 500 метров впадает в р. Мось (далее р. Мулянка и Воткинское водохранилище)
Генеральный директор транспортной компании ООО «ЭКОЛ» Сергей Каштанов полагает, что выбрать регионального оператора к 1 января 2019 года не удастся:

Сергей Каштанов
ООО «ЭКОЛ»
— Не получится. Исходя из предстоящих этапов и времени на них. Для того чтобы провести конкурс, надо подготовить тариф, сделать расчёт капвложений в строительство полигонов. Этого нет. Без этого невозможно посчитать тариф, чтобы ориентироваться на него…
С муниципалитетами не согласованы границы будущих полигонов, строительство которых должно начаться с первого дня работы оператора. Концессионер впоследствии будет питаться из финансовой схемы, которая базируется на тарифе.
Напомним, Антон Удальёв обозначил принципиально иной подход к тарифообразованию, при котором потенциальные участники конкурса даже не имеют возможности сориентироваться, сопоставив потенциальный объём доходов и расходов. Каштанов заявил, что, если РСТ всё же попытается провести конкурс на таких условиях, он будет добиваться отмены его результатов, потому что это «глупо и невозможно». Как сама конкурсная процедура, так и результаты торгов могут быть обжалованы в УФАС или Арбитражном суде.
Владимир Коротаев, профессор, заведующий кафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ, один из разработчиков территориальной схемы, утверждает, что места для строительства новых полигонов определены, номера кадастровых участков известны, однако эти участки не были размежёваны и выделены под строительство.

Стоимость строительства мусоросортировочных и перегрузочных станций, а также полигонов определена, насколько это возможно на этапе предпроектной проработки, на основе стоимости объектов-аналогов. По словам Коротаева, это обычная практика при разработке плановых документов. Стоимость новых полигонов начнёт отражаться на тарифе только после того, как они будут запущены в эксплуатацию.

Владимир Коротаев
ПНИПУ
— Ничто не мешало и не мешает выбирать регоператора. Другое дело, что эти нормативные постановления готовили долго. Подготовили их в соответствии с федеральными нормативными документами (принятые на региональном уровне нормативно-правовые акты почти не отличаются от аналогичных, принятых на федеральном уровне документов, — прим. ред.). Сроки уже срываются. Да и сам конкурс может затянуться. Это сложный процесс. Можно сказать, что мы на грани срыва всех сроков.
Коротаев полагает, что успеть можно, но лишь в том случае, если все конкурсные процедуры будут организованы и пройдут идеально.
Окрестности Ныроба. Типичная для Прикамья картина
Директор ООО «Буматика» Сергей Чудинов также считает, что выбрать регионального оператора и заключить соглашение с ним можно успеть в срок, но…

Сергей Чудинов
ООО "Буматика"
— Всё будет зависеть от того, насколько слаженно и безупречно сработают все стороны процесса. Однако помешать этому может многое, в том числе и оспаривание результатов конкурса в суде. Срыв сроков начала работы регионального оператора будет означать провал реформы ТКО в Пермском крае, а значит, ответственность лежит лично на губернаторе региона.
— Темпы работы вызывают нашу обеспокоенность. Запуск реформы находится на постоянном контроле правительства, — заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис 1 февраля 2018 года. — Мы специально рекомендовали в каждом регионе создать межведомственную группу по переходу к новой системе обращения с ТКО, чтобы субъект мог комплексно и максимально оперативно подходить к этому непростому, но очень важному процессу. Однако мы видим, что не все последовали этому совету. Я доложу о текущей ситуации министру Михаилу Меню для принятия самых жёстких мер в отношении отстающих.

В то же время генеральная прокуратура начала проверку регионов, в которых всё ещё не объявлены конкурсы по выбору региональных операторов. Таковых на сегодня шесть. В том числе Пермский край. Поводом для проверки стало обращение в Генпрокуратуру замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса. Запуск «мусорной реформы» уже откладывался на два года — с 1 января 2017 года на 1 января 2018. В конце мая на съезде ассоциации организаций операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» многие регионы предложили перенести сроки ещё на год-два. В Минстрое эту инициативу не поддержали.
О нашем региональном операторе (или нескольких операторах), его планах и реальных первых шагах мы расскажем сразу после того, как он будет выбран и приступит к работе, вне зависимости от соблюдения сроков.
Просмотров: 8132
Читайте также
Другие материалы рубрики
Город